Методики
Сегментирование потребителей
Сегментация — разделение рынка на группы покупателей, обладающих схожими характеристиками, с целью изучения их реакции на тот или иной товар/услугу. Может осуществляться как с целью выбора целевых сегментов рынка и концентрации на них своих усилий, так и для применения дифференцированного маркетинга (различные продукты/инструменты для различных сегментов).

Сегментирование потребителей проводится посредством кластерного анализа на основании собранной информации, а также ключевых вопросов анкеты, формирующих различные признаки для сегментации.

Сегментирование потребителей обычно производится по следующим основным признакам:
  • социально-демографическому - пол, возраст, социальный статус и доход, наличие семьи и пр.,
  • психографическому, куда входит как выделение общих для сегментов стиля жизни (хобби, досуг) и жизненных ценностей, так и выделение общих психотипов потребителей (на базе особенностей личности, например, начиная от простого «консерваторы vs новаторы» и заканчивая глубинными потребностями, как например, потребность в защите, потребность в самореализации и демонстрации собственных достижений, и т.п.),
  • по отношению к товару (лоялен, вынужденно лоялен, «перебежчик», недовольный и т.д., или является апологетом товара - осведомлен о товаре или что-то слышал о товаре, или ничего не знает о товаре; или по интенсивности потребления, и т.п.).
Аналогичным образом, на основании кого-либо признака, можно сегментировать и товарные рынки.

В основе подхода «Бизнес Аналитики» к проведению сегментации потребителей лежит так называемая целесообразность. Если в процессе качественного исследования сформировалось несколько гипотез, все они приобретают форму блоков вопросов количественной анкеты. После того, как вся информация в процессе полевого этапа собрана и начинается анализ данных, аналитики компании изучают, на основании какого из нескольких заложенных признаков формируются наиболее устойчивые и осмысленные с т.зр. маркетинга сегменты. Под осмысленностью, в данном случае, подразумевается последующая возможность компании-заказчика работать с полученными ключевыми сегментами, разрабатывая под них определенные маркетинговые программы для их привлечения и удержания. Признак, на основании которого получились наиболее осмысленные сегменты, считается целесообразным. Если на основании использования другого заложенного в исследование признака сегменты получились менее четкими, или их получилось более 8, или описание сегментов не несет для клиента никакой дополнительной маркетинговой ценности, они признаются нецелесообразными.