Методики
BPTO (Brand-Price Trade-Off)
В тех случаях, когда необходимо моделирование рыночной ситуации, в которой возможны как изменения цен конкурентами, так и переключения потребителей на другие марки, часто используется метод BPTO (Brand-Price Trade-Off).

Этот метод отличается сравнительно высокой точностью, однако он относительно дорог и требует дополнительного контроля при его применении. Оптимальным является его применение на холл-тестах с использованием CAPI или на CAWI.

Стандартная процедура BPTO выглядит следующим образом:
  • В ходе теста имитируется ситуация реальной покупки. Респонденту предъявляется «полка» с упаковками продуктов клиента и конкурентов с указанием цен.
  • Респонденту предлагают сделать выбор и «купить» один продукт.
  • На следующем шаге цена выбранного продукта увеличивается на один уровень, а цены на другие товары не меняются, после чего респонденту предлагают еще раз «купить» один продукт.
  • Процедура повторяется до тех пор, пока матрица цен не будет заполнена или пока респондент не откажется покупать товар по причине слишком высокой цены и выберет другой продукт.
  • Процедура может повторятся для всех продуктов, участвующих в тесте.
  • Иногда в процедуру включается опция «Ничего из предложенного», с выбором которой тест заканчивается.
На основании применения метода BPTO выявляются следующие элементы конкурентного и ценового положения тестируемого продукта или услуги:
  • Основные конкуренты товара клиента, т.е., марки, воспринимаемые покупателями как альтернатива марке клиента;
  • Чувствительность рынка к изменению цены на изучаемую марку, например, как влияет повышение цены на товар на долю покупателей изучаемой марки;
  • Уровень цены, при котором на марку клиента будут переключаться потребители конкурирующих товаров;
  • Зависимость между изменением цены на товар клиента и конкурентов и уровнем их продаж;
  • Прогноз реакции потребителей на изменение цен.