Управление брендом и потребительские исследования
Управление брендом и потребительские исследования
Эффективное управление практически любым продуктом (брендом) невозможно без адекватной информации как о рынке и конкурентном окружении бренда, так и об элементах его маркетингового микса.

На различных этапах жизненного цикла продукта в центре внимания исследователей оказываются наиболее важные и типичные для данной стадии задачи. Ниже приведены наиболее характерные задачи, возникающие на ранних (pre-launch, launch, growth) и средних (maturity) стадиях жизни бренда, а также исследовательские методы, которые «Бизнес Аналитика» использует для их решения.

На начальных этапах жизненного цикла («Рождение Бренда» и «Рост Бренда») более широко используются поисковые качественные методы (Qualitative Research Techniques) исследований, позволяющие получить ответы на такие вопросы, как «какой продукт нужен рынку?», «какими характеристиками он должен обладать?», «кто наш потребитель?», «как потенциальная аудитория относится к предложенной концепции продукта?» и т.п. Методы, активно применяемые на данных этапах: креативные Work-Shops, ориентированные на выявление возможных незаполненных ниш для развития новых марок, изучение специфики покупки, использования, потребления представителями ЦА в рамках сопровождаемых покупок, наблюдения, детализированное обсуждение особенностей рыночной ситуации в рамках фокус-групп, глубинные интервью как с конечным потребителем, так и с экспертами рынка, различные виды этнографических техник для лучшего понимания психографики, мотивации и ценностного профиля ЦА и т.д.

Кроме того, на ранних этапах разработки и запуска продукта применяются и разнообразные количественные методы, ориентированные на решение как тактических, так и стратегических задач. Здесь «Бизнес Аналитика» может предложить различные инструменты, определяющие потенциал продукта как с точки зрения оценки объёмов продаж (BA Volumetric), так и с точки зрения оценки ключевых элементов маркетинг-микса:
  • Price. Ценовые исследования для определения оптимальной цены на продукт и границ ценовой эластичности при заданных свойствах продукта,
  • Product. Тестирование привлекательности продукта/услуги/упаковки с точки зрения соответствия потребностям ЦА, эргономичности продукта в использовании (usability). Для выявления наиболее перспективных сегментов для марки используются U&A исследования, в рамках которых детально изучается специфика использования и покупки продукции категории, выявляются незаполненные ниши для развития бренда Клиента.
  • Promotion. Исследования направлений позиционирования марки с целью определения важных для потребителя функциональных и эмоциональных атрибутов для формирования перспективных направлений креативной стратегии. Выявление наиболее эффективных каналов коммуникации (Effective Touch Points) и определение медиапредпочтений ЦА, для корректной медиа-поддержки бренда.
  • Place. Оценка специфики функционирования различных каналов сбыта и их перспективности для бренда Клиента, а также определение специфики поведения ЦА в различных каналах продаж (Shoppers Surveys).
На этапе запуска продукта на рынок «Бизнес Аналитика» рекомендует запускать постоянный мониторинг «здоровья» марки (Brand Health Tracking Study), в том числе, и в качестве «системы раннего оповещения» о возможных проблемах в маркетинговом миксе продукта (в частности, с его качеством, эффективностью рекламы, уровнем лояльности потребителей и т.п.).

На более поздних этапах жизненного цикла («Становление Бренда» и «Зрелость Бренда», когда продукт достигает стадии зрелости, на передний план выходят задачи как минимум поддержания достигнутого уровня продаж. Для их решения используются, главным образом, количественные методы исследований, позволяющие оценить степень успешности реализации принятой стратегии. Конкретные виды тактических исследований нацелены на этом этапе на «тонкую настройку» стратегии, выявление параметров отклонений от нее и поиск решений для их устранения. На этой стадии «Бизнес Аналитика» рекомендует менеджменту бренда постоянно мониторить его «здоровье» (Brand Health Tracking Study), оценивать эффективность маркетинговых коммуникаций (Ad Testing), отслеживать изменения в восприятии имиджа марки (Brand Image Perception Study), проводить различные сегментационные исследования для более глубокого понимания предпочтений потребителей и разработки эффективных методов маркетингового воздействия на различные целевые группы (Usage and Attitude Studies, Consumer Segmentation, Target Group Analysis, etc.). Качественные исследования на данном этапе используются с целью поиска "Insights" для усиления конкурентных преимуществ продукта или услуги, для выявления направлений для доработки продукта.